?

Log in

No account? Create an account
Паранойя, отпущенная на свободу
Записки штурмраухермастера
Ответ на заявления о "правильных мифах". 1907 год 
2nd-Jan-2017 03:19 pm
реконструкция, лекция
В статуте ордена Св. Георгия заключается глубокая идея о действительно принесенной пользе, об осязательном результате, который только и подлежит награждению. Все великие практики прежде всего ценили трезвую действительность. Особенно строго относились к действительности римляне, великие по своему государственному строительству. Печально, если мы отречемся от этого принципа, если мы будем прекрасные намерения и цели ценить выше скромной действительности, если мы предпочтем «тьме низких истин нас возвышающий обман».
Есть искусство для искусства, далекое от жизни; точно так же есть геройство для геройства, от которого практика ничего не выигрывает. В «Войне и мире» Толстой описывает подвиг, совершенный в Аустерлицком сражении поручиком Бергом, передавшим шпагу из раненой правой руки в левую и полагавшим, что он сделал весьма важное для армии дело. Точно так же безрезультатным геройством была атака владимирцев на Альме, турок на вершину св. Николая, 11-го Восточно-Сибирского полка под Хамытаном (конец Тюренчена). С высоким подъемом духа люди расшибают себе лбы совершенно бесплодно и бестолково; антиутилитарность, игнорирование действительности является основой такого геройства.

Весьма часто причиной проявления непригодного для жизни героизма является ошибочное представление о моральном элементе. Превосходство духа имеет решительное значение; но нельзя представлять себе моральный перевес в виде морального неистовства, той растрепанности чувств, в которой, судя по картинам для простого народа, залог победы. Прежде всего необходима серьезная работоспособность; юродивые, умалишенные и пьяные одерживают победы лишь там, где нет достойного противника. Бой — серьезное дело, и моральное превосходство в бою должно выражаться в настойчивой и упорной работе, в преданности общему делу, а не в стремлении показать фокус. Моральный элемент прежде всего высказывается в отношении к действительности; там, где о нем забывают, где все заняты только своим делом, где жизнь на первом плане, — там все обстоит благополучно; там же, где все время храбрятся, оценивают мужество и по картинности рассказов, и по проценту убывших из строя, где все время одни воодушевляют других, где громкие фразы сыпятся без счету, — там, наверно, у семи нянек моральный элемент хромает. Наивно думать, что фраза даст победу, что громкие приказы заставят противника оробеть. Моральная солидарность вырабатывается другими приемами.
В боевой обстановке люди выходят из нормального состояния, до известной степени хмелеют. Это естественный результат того нравственного переутомления, которое является в бою; было бы ошибочно считать необходимым нарочно затуманивать себе глаза теми или иными средствами перед боем. «Верный взгляд военный» в бою не так-то легко сохранить, но надо стремиться трезво относиться к боевой действительности, так как только верная оценка положения может дать победу. Искусственное подвинчивание себя фразами — это прием морального алкоголя; он нужен только натурам измотанным и вообще негодным к практической деятельности.
В прошлую кампанию в нашей армии дурные замашки систематически поощрялись; последовательно растился культ добрых намерений, забвения действительности; впрочем, при неудаче люди всегда склонны фантазировать. Это один из важнейших минусов, которые мы нажили за эту кампанию. Фантазия, ложь в реляциях и донесениях, ложь в компоновке и исполнении операций составляют наиболее тяжелую рану нашей армии, нанесенную ей прошлой войной. Есть только одно средство для ее излечения — это правдивое и быстрое восстановление истины, история войны — не мертвое изложение подробностей известных фактов, а бич, карающий фальсификацию на поле сражения.
Все военное искусство заключается в соединении усилий для поражения врага, а могут ли лгуны и лицемеры произвести общее усилие? Могут ли они дружно вести общее дело?
Достоинство и сила военного заключается в оружии, которое он носит при себе, и в его правдивости. Безоружный боец — бесчестен; так же бесчестен и боец-лгун. Нужно ценить винтовку, беречь патроны и говорить правду — в этом армия, в этом залог победы.
Любовь и уважение — чувства, которые прекрасно подделываются на житейском рынке; внимательный анализ часто откроет под ними одно лицемерие. Высоких степеней виртуозности достигает как искусство отворачиваться от действительности, так и искусство превратного ее изображения. Ложь всегда остается ложью, и никогда лучшие намерения не могут ее оправдать; но особенно обидно, когда ложь задевает такие предметы, которые дороги вашему сердцу; что может быть обиднее изображения действительно великого, когда оно разделано лубочным способом для темных, неразвитых вкусов и понятий, подмазано, подкрашено, превращено в сусального херувимчика?
Если мы не будем отворачиваться от тех печальных условий, в которых пришлось действовать нашим войскам, то мы поразимся подвигами, действительно ими свершенными; мы преклонимся перед испытаниями, которые преодолел наш солдат. Лжи для этого не надо — надо только трезво смотреть на события во всей их полноте.
Наш солдат не несчастное создание; его следует изображать в неприкрашенном виде; он, как герой, существующий в действительности, имеет и должен иметь свои теневые стороны. Надо не верить в наше будущее, надо быть трусом, надо бояться и презирать действительность, чтобы отворачиваться от теневых сторон, заявлять, что у нас нет недостатков.
Гибель народа начинается тогда, когда он теряет способность смотреть в лицо действительности, когда он факты действительной жизни начинает подменять фантазией, начинает мечтать и засыпать. Мне вспоминаются рассказы о том, что, когда турецкая армия и крепости склоняли перед нами свое оружие, в кофейнях Константинополя наемные рассказчики убаюкивали мусульман вестями о победах, одерживаемых турецкими армиями. Забвение действительности — сон нации — это смерть.

Генерального штаба капитан А. Свечин. 1907 г.
Comments 
2nd-Jan-2017 02:07 pm (UTC)
Бестолку это. Те, кто выступает за мифологизацию истории, за подвиги-сказки, делают это вполне сознательно. Сами они подвигов совершать не собираются.
2nd-Jan-2017 03:21 pm (UTC)
Сами они подвигов совершать не собираются.(с)
Скажете тоже. Фильму замечательную на деньги народные замутили. Мразей конченных по углам разогнали, покуситься на святую легенду(тм) не дали. Кинули клич канонизировать Зою Космодемьянскую. Русскому генералу (и совсем чуть-чуть финскому маршалу) памятную доску замутили. Памятник князь-викингу поставили и опять же фильму сняли.
Ребята вгоняют скрепы без устали, делают духовность страны шырше и глыбже! Это ли не подвиг?
2nd-Jan-2017 06:46 pm (UTC)
Капитан странно учил историю: атака Владимирского полка при Альме на штыках отбросила три британских полка, в том числе легендарных уэльских фузелеров, и Легкая дивизия британцев обратилась в бегство.
3rd-Jan-2017 03:31 am (UTC)
При этом для хода сражения эта атака сделала ровным счетом ничего, потому что развить локальный успех было нечем.
3rd-Jan-2017 10:14 am (UTC)
Отбросила целую дивизию противника, подняла наш моральный дух, а то, что генералы не использовали шанс - это уже второй вопрос.
5th-Jan-2017 12:33 pm (UTC)
"потому что развить локальный успех было нечем"
Конечно, нечем. Поскольку на другом фланге незадолго до этого французы, в свою очередь совершивши подвиг, по собственной инициативе влезли на береговой обрыв и затащили туда 12 пушек. тем самым решивши исход сражения.
2nd-Jan-2017 07:11 pm (UTC)
Великолепно. Превосходно сформулировано.

С Новым Годом, кстати!
3rd-Jan-2017 08:02 am (UTC)
"Гибель народа начинается тогда..." - что то часто в последнее время, люди ссылаются на эти строки.
3rd-Jan-2017 12:40 pm (UTC)
ничего с тех пор не изменилось
This page was loaded Nov 21st 2017, 2:39 am GMT.