Alex Povolotsky (tarkhil) wrote,
Alex Povolotsky
tarkhil

Category:

Гражданская война в США - 7

Поскольку мне все-таки накидали в шапку больше 1000, #Гражданская_в_США продолжается.

На фотографии - пленные северяне, Станция Сэвидж.



А че там у ребелов? (с ударением на «о»)
У ребелов, естественно, все было сложнее. Вскоре после начала войны, федеральное правительство объявило медицинские инструменты и припасы — военной контрабандой, что дало повод президенту Дэвису высказаться о северянах очень нехорошими, хотя и принятыми в обществе словами - «Священные требования гуманности, уважаемые даже в разгар сражения … хладнокровно отброшены правительством и народом, претендующим на братское отношение». Взятых при первом наступлении трофеев хватило ненадолго.
Блокадопрорыватели возили, в первую очередь, оружие, боеприпасы и ткань для формы — иногда впереди этих важных вещей попадали еще более важные, такие, как китовый ус для корсетов, тонкое белье и французские парфюмы. Тем не менее, примерно на миллион долларов ими было ввезено медикаментов и сырья для их производства.
При этом, из Мемфиса (в США множество городов, названных странно для европейского уха, есть Москва, штат Айдахо, Александрия, Каир, несколько Санкт-Петербургов и так далее) было провезено контрабанды, по разным оценкам, на 20-30 миллионов долларов. Ричард Потс был большую часть войны ответственным за торговлю с врагом, имея множество конкурентов в этом сложном деле — частные лица с обеих сторон непрерывно делали деньги. Аресты и конфискации лишь немного замедляли процесс свободной торговли и частной инициативы. Не последней трудностью было, например, то, что в рамках борьбы с контрабандой власти Севера разрешили с 1862 года продавать южанам отравленный хинин, но, в целом, «Мемфис в руках северян для южан был ценнее Нассау1».
Изо всех сил южане развивали и собственную промышленность на собственном сырье. Проще всего оказалось со спиртом, но и хлорид серебра, и эфир тоже производился в заметных количествах. В 1863 году была издана первая книга, посвященная лекарственным растениям Юга.
Преодолевая все эти трудности, южане, тем не менее, построили крупнейший за Гражданскую госпиталь — даже, если точнее, госпитальный комплекс в Чимборасо.
Когда северяне двигались к Ричмонду, генерал Джонстон предупредил генерального хирурга Мура, что в преддверии боев эвакуирует из армии больных — 9 тысяч человек. Окей, у нас есть 2500 свободных коек в Ричмонде, какие будут идеи? Ну конечно же, строить!
В холмах Чимборасо, к востоку от Ричмонда, уже были построены бараки для будущих зимних квартир — но армия ушла в северную Вирджинию, и из лагеря был сделан госпиталь. В связи с остановкой экспорта табака, рабочих рук более, чем хватало.
Доктор МакКоу, командир отдельной воинской части и одновременно ведущий хирург этой же части, имел в подчинении офицера, что было очень нетипично. Впрочем, и хобби у него было нетипичное — он изучал утопистов начала XIX века и их коммуны. По этому принципу он и организовал самообеспечение госпиталя, получая лишь деньги за солдатские пайки. Пять медицинских дивизионов обслуживали раненых и больных из Вирджинии, Джорджии, Северной Каролины, Алабамы и Южной Каролины. В общей сложности, госпиталь был примерно в 3500 коек.
Между прочим, доктору МакГайру, южанину, принадлежит честь первого признания врачей нонкомбатантами. В мае 1862 года, инспектируя полевые госпитали, он обнаружил семерых врачей-северян, оставшихся с ранеными. Он уговорил Каменную Стену Джексона отпустить их — что тот и сделал, с просьбой прислать семерых пленных врачей южан. Слово за слово, и 24 апреля 1863 года США приняли закон, согласно которому врачи и капелланы не считались пленными, если только не было каких-то веских причин их задерживать.
Но никакой системы типа Леттермановской южане так и не сделали. Возможно, поэтому здоровье армии южан убывало со временем, и потери, боевые и от болезней, у них были больше, чем у северян. При меньшем мобресурсе и слабейшей промышленности, это не оставляло кресту со звездами шансов против звезд и полос.
Корабли и железные дороги
Впервые в истории во время Гражданской войны для эвакуации раненых массово применялись пароходы и железные дороги. Первоначально пароходы для армии Севера предоставляла Санитарная комиссия. Попытки использовать эти же пароходы для транспортировки войск дали очень плохой результат — как писал Леттерман, корабли загаживались, припасы и белье пропадали. Так что, госпитальные суда стали специализированными. При этом, они были вооружены и использовались иногда в бою — Женевская конвенция была принята только в 1864 году.
В основном, использовали их на западном ТВД — реки там текли поперек линии фронта, давая прекрасные транспортные артерии. К фронту везли боеприпасы, в тыл — раненых.
Изначально, все транспорты подчинялись Квартирмейстерской службе. Перевозка раненых производилась обычным для любого груза порядком — корабль ожидал 100% заполнения, в процессе ожидания раненых иногда забывали кормить. Корабль, наполовину загруженный ранеными, могли срочно догрузить боеприпасами и отправить к фронту, выгрузив раненых на причал (или не выгрузив, непонятно, что хуже).
К началу 1862 года стало ясно, что так дело не пойдет. Нужны госпитальные суда, подчиняющиеся медицинскому командованию.
Первым специализированным госпитальным судном, арендованным военным ведомством, стал «Город Мемфис» - переоборудованный под 750 коек, он использовался и как плавучий госпиталь, и как санитарный транспорт. Следом, в марте 1862, была переоборудована «Луизиана».
Интересна судьба корабля «Красный бродяга» (Red Rover – бродяга? Пират? Странник? Кто знает английский лучше меня, да поправит). Построенный незадолго до войны, он был переоборудован конфедератами в плавучий барак у форта «Остров номер 10» на Миссисипи. После падения форта, корабль попал в руки северян и переоборудован Западной Санитарной Комиссией под госпитальное судно, с лифтом для раненых, ледником на триста тонн и — ну чисто на всякий случай — с частичным бронированием и 32-фунтовой пушкой (впоследствии снятой - «не пригодилась»).
Западная Санитарная Комиссия образовалась независимо — гражданами Сан-Луи. Они отказались от поглощения Санитарной Комиссией, но договорились о разграничении полномочий (в зону ответственности Западной вошли река Миссисипи и территории западнее), и до конца войны успешно и без трений работали вместе.
Вот только скоординировать движение речных санитарных транспортов армия, флот и обе комиссии не смогли. Но эта проблема была не такой страшной, как могла бы быть — на практике, просто первый свободный транспорт забирал раненых и вез в тот госпиталь, где были свободные койки.
А вот со специализированным железнодорожным сантранспортом у обеих сторон как-то не заладилось. Раненых возили на чем попало, включая обычные открытые платформы. В основном, железные дороги использовали для снабжения. Масштабной эвакуации в глубокий тыл, требующей специальных поездов, просто не было — крупнейшие госпитали старались строить недалеко от крупных рек.

Tags: Гражданская война в США, история, медицина, тексты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments