?

Log in

No account? Create an account
Паранойя, отпущенная на свободу
Записки штурмраухермастера
Админские размышления. Важные психологические моменты работы 
11th-Jun-2015 12:25 pm
evening electric

“If it ain’t broken, don’t fix it”



Безусловно, старая админская мудрость о нежелательности чинить работающую систему несет в себе огромный жизненный опыт. Однако, необходимо помнить и другую сторону этой мудрости - “Тот, кто не хочет обновляться в удобное для себя время, будет обновляться в неудобное”. Оборудование изнашивается, снимается с производства (что делает покупку запасных частей долгим, дорогим и ненадежным процессом - новых деталей может чисто физически не продаваться), в программном обеспечении находятся новые ошибки, новые дополнения могут быть несовместимы со старыми версиями, и так далее.

Системный администратор должен отчетливо понимать необходимость профилактических работ и установки обновлений, включая неизбежные обновления с потерей обратной совместимости, и донести до своего руководителя это понимание. Хорошо документированная система позволяет правильно спланировать порядок обновлений, работающая система мониторинга - найти места, подверженные риску перегрузки или поломки, надежное и адекватное резервное копирование - откатиться на рабочую версию в случае неуспеха, а уважение сотрудников и руководителя - спасти лицо, если все пошло прахом. Но самый верный путь к длительной остановке сервисов и потере данных - надеяться, что проблемы не возникнут или “сами рассосутся”, и, если что, разберемся на месте. Ситуация, в которой руководитель верит в абсолютную надежность оборудования, а информация системы мониторинга о сбоях - “неисправность сенсора”, требует немедленной замены руководителя, хотя бы и путем смены работы. Руководитель, не понимающий важности профилактических работ, как правило, склонен перевешивать всю ответственность за неисправности на системного администратора, не выделяя бюджета и рабочего времени на профилактику.

Проблема внедрения



Внедрение любого нового продукта всегда сталкивается с более или менее явной оппозицией большей части коллектива. К старому инструменту есть привычка, ошибки старого инструмента известны и более или менее предсказуемы, а “что новизна - то кривизна”. Не следует этому удивляться, как и не следует удивляться вопросу “Почему это раньше не внедрили? Почему нас заставляли работать на старье?”, возникающему через некоторое время после внедрения нового ПО. Нужно быть готовым к таким жалобам, нужно вполне отчетливо понимать, почему производится замена одного продукта на другой (“Об этой системе была интересная статья в журнале” - плохая причина. Чрезмерно любопытный сисадмин чуть ли не опаснее, чем излишне нелюбопытный), и нужно уметь довести это понимание до руководителя. Во всех сложных ситуациях у сисадмина есть два незаменимых союзника - основанная на понимании спокойная уверенность в правильности выбранного пути и доверие руководителя.

Маниакально-депрессивное финансирование



Нередко финансирование IT-отдела напоминает маниакально-депрессивный психоз. В маниакальной стадии на отдел выделяется больше денег, чем можно разумно потратить, и “впрок” закупаются самые неожиданные вещи, вплоть до игровых видеокарт. В депрессивной фазе покупка трехсотрублевого вентилятора требует недели согласований, а более дорогое оборудование не приобретается в принципе. Помимо субъективных причин, такой подход вызывается либо неравномерностью поступления денег и давлением на руководство со стороны владельцев или инвесторов для коммерческих организаций, либо особенностями финансовой политики организаций государственных (бюджет должен быть полностью освоен к концу финансового года. Следующий бюджет будет выделен в третьем квартале следующего года). Обеспечение надежной и бесперебойной работы организации при таком режиме финансирования - крайне нервный и тяжелый процесс. Однако, в любом случае можно, с одной стороны, решить с руководством организационные вопросы с выделением бюджета на аварийные ситуации, с другой - купить впрок те комплектующие, которые наиболее склонны к выходу из строя (диски и вентиляторы для серверов, клавиатуры, мыши и гарнитуры для клиентских рабочих мест). Закупки комплектующих очень облегчаются использованием максимально однотипного оборудования (сопровождение и мониторинг в этом случае тоже существенно проще). Разумный руководитель поймет разумные доводы - в частности, важно понять, что купленный “на всякий случай” сервер за 3-5 лет потеряет свою стоимость, практически, полностью, а один резервный диск на RAID плюс один на 10-15 компьютеров обеспечат достаточную надежность работы, средства же от предложенного руководителем 100% дублирования всех сервисов можно направить на какие-то более эффективные цели (разумеется, бывают случаи, требующие именно 100% дублирования всего оборудования!). С другой стороны, назревшая замена сервера на более новый может оказаться очень дешевой, если сравнить ее не со стоимостью бумаги к принтеру или зарплатой сотрудника, а со стоимостью суток простоя склада. Как и во всех ситуациях, связанных с взаимодействием с людьми, спокойное понимание целей и средств и уважение руководства и сотрудников творят подлинные чудеса.
Comments 
11th-Jun-2015 09:49 am (UTC)
Ты к какому-то мастер-классу или курсу готовишься?
11th-Jun-2015 09:55 am (UTC)
Почти )) помогал ребенку (ребенку, блин!) с дипломом. Решил, что получилось неплохо и можно выложить
11th-Jun-2015 10:06 am (UTC)
Где он учится, чтобы настолько практико-ориентированные дипломы писать?
11th-Jun-2015 10:14 am (UTC)
Педагогический))

по тексту что-нибудь (не)доброе скажешь?
11th-Jun-2015 03:22 pm (UTC)
Я не вычитывал внимательно, но в целом кажется хорошим набором мудрости. Новичкам читать очень полезно.
11th-Jun-2015 05:38 pm (UTC)
Для этого и делалось. Можешь использовать ;)

завтра еще выложу мысли про покупку железа, и все.
This page was loaded Nov 24th 2017, 11:31 am GMT.