Home
Паранойя, отпущенная на свободу
Записки штурмраухермастера
Солдатская диллемма 
4th-May-2008 01:37 pm
fight, photo, zeida, great wave, training, optimistic, relax, crazy_car, car2, pharaon, car, default, IT, dead horse, vorcon, vorcon2007, photo history, evening electric
Солдат, размышляющий над приказом - плохой солдат
Солдат, выполняющий без размышлений ЛЮБОЙ приказ - рискует стать преступником

Собственно, на этой диллемме и основано множество трагедий, как вымышленных, так и реальных.
Comments 
4th-May-2008 09:58 am (UTC)
Гланое тут правильно этот приказ сформулировать, то есть к примеру не расстерлять эту деревню из орудий нафиг, а с целью подавления снайперского огня открыть огонь по населенному пункту. И так во всем...
4th-May-2008 10:31 am (UTC)
Отсюда мораль - не будь солдатом.
5th-May-2008 06:52 am (UTC)
У любого человека жизнь может содержать - и часто содержит - этические дилеммы такого порядка. Так что же - не быть никем?
5th-May-2008 06:56 am (UTC)
Нет. Просто не надо быть солдатом, в рамках указанного высказывания.
5th-May-2008 06:59 am (UTC)
Конкретно вам не быть или вообще упразднить эту профессию?
5th-May-2008 07:01 am (UTC)
Не быть солдатом в рамках указанного высказывания.
5th-May-2008 07:05 am (UTC)
Боюсь, я вас не понимаю. Как мне кажется, "рамки указанного высказывания" содержат нечто, неотъемлемо присущее профессии солдата: с одной стороны, он должен выполнять приказ, с другой - он активно воздействует на мир, не всегда зная заранее, каким будет это воздействие, потому что поставил задачу не он.
5th-May-2008 07:12 am (UTC)
Да, вы правы ;)
4th-May-2008 02:13 pm (UTC)
Отсюда вывод. Хороший солдат относительно приказа не размышляет;) Он думает. Причем не над приказом, а вообще. И не только солдат. А дальше уже личные принципы, законы писанные и неписанные и т.п.
4th-May-2008 03:00 pm (UTC)
Как уж там хороший солдат - заё...ный солдат, который соображать уже не может.
4th-May-2008 04:42 pm (UTC)
Лучше быть военным приступником в победившей армии, чем хреновым солдатом.

все эти трагедии возникают из-за того,что не хватило силы духа любой приказ... да и посуществу это просто вина сержанта в учебке, что не вдолбил в тебя полезное для солдата свойство не думать над приказами...

В уставе сказано по этому поводу: приказ выполить обязан, но только после выполнения ты можешь подать рапорт
4th-May-2008 06:15 pm (UTC) - Приказ приказу рознь. А проблема во многом надуманная
> это просто вина сержанта в учебке, что не вдолбил в тебя полезное для солдата свойство не думать над приказами...

В плохой армии приказ содержит перечень последовательных действий, направленных на достижение цели. В хорошей армии -- только цель, которой требуется достигнуть; пути и средства достижения выбирает сам исполнитель, исходя из имеющегося у него опыта.

Отмазаться выполнением приказа в последнем случае гораздо сложнее.
4th-May-2008 06:38 pm (UTC)
а вы в армии служили?
5th-May-2008 10:28 am (UTC)
Служат собачки в цирке и адьютанты в штабе, а военнослужащий - проходит службу.
5th-May-2008 12:21 pm (UTC)
я исполнял свой долг а не служил
5th-May-2008 12:27 pm (UTC)
Для непонятливых - разъясняю.
Долг исполняют - на жене. А военнослужащий - проходит службу.
5th-May-2008 02:35 pm (UTC)
для вас возможно это была работа (повинность не важно) а для меня - исполнение гражданского долга
5th-May-2008 06:02 pm (UTC)
Воинского.
5th-May-2008 03:25 pm (UTC)
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. ;)
5th-May-2008 05:57 pm (UTC)
На то он и долг, что отдают его долго.
5th-May-2008 03:14 pm (UTC)
С точки зрения русского языка подобное построение фразы допустимо. иначе можно придраться к тому, что нет солдат, а есть рядовые.
5th-May-2008 03:25 pm (UTC)
Тогда я тоже буду придирчив. проходит военную службу.
5th-May-2008 05:54 pm (UTC)
Воинскую.
Кто хоть раз прошел - все эти штампы употребляет автоматически.
6th-May-2008 03:34 pm (UTC)
Военную.
Воинские части и должности.

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Вооруженные Силы), других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах.

УВС ВС РФ, Часть первая, Глава 1, п.5. ;)
Я это. Еще на действующей.
5th-May-2008 12:14 pm (UTC) - А какое это имеет отношение
к теме разговора?
5th-May-2008 12:21 pm (UTC) - Re: А какое это имеет отношение
самое прямое
5th-May-2008 02:55 pm (UTC)
Хотите возразить по делу -- возражайте.

Иначе и вправду можно подумать, что вы сержант до кости мозга и обиделись за свои профессиональные неспособности.
5th-May-2008 02:58 pm (UTC) - (на всякий случай, напоминание)
Здесь соблюдают взаимную вежливость.
5th-May-2008 03:44 pm (UTC) - Re: (на всякий случай, напоминание)
Алекс, ты, видимо, не заметил, что моя фраза не носила характер утверждения.

И еще ты не заметил, что переход к выяснению подробностей личной биографии собеседника сам по себе либо бессмысленен, либо оскорбителен. И уж всяко не имеет отношения к дискуссии.
5th-May-2008 05:32 pm (UTC) - Re: (на всякий случай, напоминание)
Я просто напомнил всем присутствующим, не более.
5th-May-2008 03:19 pm (UTC) - Re: Приказ приказу рознь. А проблема во многом надуманна
Приказ – распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.

И это. Вы на самом деле не правы. В последнем случае есть просто сваливание ответсвенности на подчиненного;) Часто не владеющего полнотой информации и власти, а так же требуемыми ресурсами для принятия правильного решения.

5th-May-2008 04:44 pm (UTC) - А как же Александр Васильевич Суворов?
"Каждый солдат должен знать свой маневр"

В данном случае речь идет о конкретном варианте приказа -- боевом приказе. В котором можно прописать строгую последовательность всех действий, понятную дажде идиоту -- а можно указать только цель, оставив действия и их последовательность на выбор исполнителя. Последнее в условиях сложной и постоянно меняющейся обстановки будет гораздо эффективнее. Но, естественно, потребует от исполнителя определенного опыта, инициативы, информированности, а также умения думать .

И, конечно же, речь не идет о том, чтобы взводу ставить задачи роты, а полку -- дивизии. Отдающий приказ должен знать обстановку и возможности своих подчиненных, а также осознавать выполнимость своих распоряжений. Но это одинаково относится к обеим описанным ситуациям.

Применительно к исходной теме беседы: при планировании боевой операции на уровне роты, батальона и выше невозможно предусмотреть возможность расстрелов мирных жителей и прочих военных преступлений. Никто не пишет в приказе: "занять деревню, расстрелять столько-то человек, затем выйти на опушку леса" -- конечно, если сама операция уже не является таким преступлением (напр., проводится с целью уничтожения поддерживающей партизан деревни)

Поэтому отдать приказ на совершение конкретного военного преступления в большинстве случаев может либо сержант, либо младший офицер. Причем чем больше уровень инициативы в армии, тем ниже уровень отдачи такого приказа. Генерал приказов на военные преступления не отдает -- он может лишь в явной или неявной форме допустить или даже стимулировать появление таких приказов. Поэтому думать о преступности приказов надо не в боевой обстановке, при выполнении конкретных распоряжений -- а уже при появлении распоряжений и директив высшего командования, в открытой или закамуфлированной форме допускающих возможность таких приказов: "Солдат должен понимать необходимость жестоко покарать евреев, этих духовных носителей большевистского террора, и еще в зародыше подавлять все восстания, возбудителями которых, в большинстве случаев, оказываются евреи"

http://www.holocaust.kiev.ua/bulletin/vip2/vip2_2.htm
6th-May-2008 03:39 pm (UTC) - Re: А как же Александр Васильевич Суворов?
А я процитировал устав. описываемое вами есть содержание Боевого устава. И относится к способам управления войсками. Которых насчитывается два. Последовательный и параллельный. ;)

И конечно никто не пишет. Для этого есть ст. 16 УВС ВС РФ.
16. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:
быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);
совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;
дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;
соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Далее. Вы должны бы знать понятие прямой и непосредственный начальник и соответственно подчинение. А так же понятие распорядительной и исполнительной власти.
5th-May-2008 03:15 pm (UTC)
В УВС ВС РФ так же сказано каким должен быть приказ. В т.ч. с точки зрения закона, формулировок и т.д.
5th-May-2008 10:33 am (UTC)
Много лет назад, командиры и начальники разъяснили мне, что военнослужащий должен не думать, а сображать. (В том числе, как точно выполнить приказ.)
Кроме того, военнослужащий обязан разпознавать "перступный приказ" и не исполнять его. (Ответственность за неисполнение преступного приказа не наступает. Проверено.)
This page was loaded May 16th 2008, 1:50 pm GMT.